Форум » Актеры и актрисы советского и российского кино » Вадим Семенович Спиридонов » Ответить

Вадим Семенович Спиридонов

Ashanti: Спиридонов Вадим Семенович 14 октября 1944, Москва, РСФСР, СССР — 7 декабря 1989, Москва, РСФСР, СССР. [more]Детство будущей острохарактерной звезды советского кино прошло на городских московских улицах в Сокольниках, в компаниях, которым, мягко говоря, не было чуждо криминальное поведение. Вадим был городской шпаной, дерзким и драчливым. И при всём этом он, ещё учась в школе, пришёл в драмкружок при заводском доме культуры. Там он познакомился с застенчивой девочкой Валей. Ухаживания юного хулигана не отличались особым изяществом: он вырывал портфель из рук школьницы-тихони или больно дёргал её за косы. Она терпела все эти, как сейчас бы сказали, «приколы», потому что влюбилась в Вадима с первого взгляда. И у него под явно детскими выходками скрывалось не менее сильное чувство. В 1962 году (ему – 18, ей – 20 лет) они стали жить вместе, а 28 июня 1963 года они в тайне от родителей поженились. Валентина училась в институте, Вадим размышлял над будущим. В 1966 году он твердо решил стать актёром и сдал экзамены во все основные вузы столицы – «Щуку», МХАТ, ВГИК. И везде прошёл по конкурсу. Выбрал ВГИК, мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Потом мастера говорили, что Спиридонов был одним из их любимейших учеников – талант, гений, трудяга. В кино Вадим начал сниматься в 1969 году ещё студентом. Первая роль – в картине «У озера» своего учителя, Сергея Герасимова. В знаменитой военной ленте «Горячий снег» Спиридонов снялся в 1972 году. В это же время доформировывался его экранный тип: «кремень», человек с несгибаемой волей и огромной душевной мощью, с доминирующим отрицательным обаянием. Окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии (1971, мастерская С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой). С 1971 по 1989 годы — актёр Театра-студии киноактёра. Заслуженный артист РСФСР (1984). Вадим Спиридонов предсказал свою раннюю смерть. В последние годы жизни у него часто побаливало сердце, но врачей он категорически избегал, считая лучшим лекарством 100 граммов «беленькой». Незадолго до кончины в разговоре с женой Валентиной он то ли в шутку, то ли нет, сказал: "Сдохнуть бы скорей от этой жизни. А чтобы не тухнуть, лучше умереть зимой, например 7 января". Супруга парировала: "У людей праздник, а ты помирать собрался". Он подумал и сказал: "Ну, тогда 7 декабря – сделаю тебе подарок" (у жены 8 декабря был день рождения). В жизни всё произошло точно по этим словам. В тот роковой вечер 7 декабря 1989 года Спиридонов должен был вылететь в Минск, где в ближайшие дни начинались съёмки нового фильма. Казалось, ничто не предвещало беды: актёр был бодр, весел. За пару часов до выезда из дома в аэропорт он решил прилечь отдохнуть, наказав супруге Валентине, чтобы она разбудила его в нужное время. Но когда спустя два часа жена дотронулась до мужа, он уже не дышал. Актёр уснул навсегда. Как потом выяснилось, Вадим Спиридонов умер во сне от приступа острой сердечной недостаточности – в один миг, что бывает очень и очень редко. Похоронен актёр 10 декабря 1989 года в Москве на Ваганьковском кладбище (участок № 13).[/more] Призы и награды Лауреат Государственной премии СССР (1979, за роль Фёдора Савельева в ТВ-сериале «Вечный зов»).

Ответов - 4

Ashanti: Вадим Спиридонов. «Русский характер» Огромного напряжения воли и выдержки потребовал от начальника погранзаставы капитана Орехова трудный разговор с китайскими рыбаками, спасенными советскими моряками в бушующем океане. Решив тайно вернуться на родину, скрыть, что приняли помощь «врага», китайцы провоцируют капитана, угрожают ему, совершают поступки, противные чести и совести. Можно представить себе, какую бурю чувств пережил в эти часы Орехов: и удивление, и обиду, и возмущение неблагодарностью, ложью, коварством людей, вызвавших поначалу искреннее сострадание. Но верх над всем одержало стремление спокойно, логично, убедительно доказать рыбакам невозможность «сделки». Уже вернувшись домой, купая с женой дочурку, все не может Орехов отойти, успокоиться. Но когда маленькая Иришка, не все понявшая в разговоре взрослых, вдруг спрашивает: «Пап, они злые?», он, на мгновение задумавшись, серьезно отвечает девочке: — Да нет, запуганные... Капитан Орехов, каким его воплотил в фильме режиссера П.Чухрая «Люди в океане» актер Вадим Спиридонов, несет в себе лучшие качества советского человека — патриотизм, преданность долгу, гуманизм. И еще — огромную веру в то, что судьбы мира зависят от самих людей, от их доброй воли. Убедительный, достоверный образ! Сдержанный рисунок роли военного человека, находящегося при исполнении нелегких служебных обязанностей, вынужденного в силу своего положения почти все время быть «застегнутым на все пуговицы», актер сумел наполнить душевным теплом, обаянием личности глубокой, неординарной. Он создал характер, за которым угадывалась не только индивидуальная биография, но и жизнь, стремления, помыслы поколения. Так же, как и его герой, Вадим Спиридонов пережил нелегкое послевоенное детство. Был вальщиком леса в леспромхозе, школу рабочей молодежи закончил, работая в сборочном цехе одного из московских заводов. Сколько помнит себя, всегда участвовал в самодеятельности. А по-настоящему осознал свое призвание, выступая в самодеятельном театре при Доме культуры «Чайка». На актерский факультет ВГИКа, в мастерскую С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой, Вадим Спиридонов пришел в 23 года. Объединенная актерско-режиссерская мастерская набора 1967 года подобралась интересная, ярко талантливая. Искусству актерской профессии вместе со Спиридоновым здесь учились Наталья Бондарчук, Николай Еременко, Наталья Белохвостикова, Наталья Гвоздикова, Наталья Арикбасарова. Свои первые режиссерские шаги делали Николай Губенко и Сергей Никоненко. Кинодебют Спиридонова состоялся в фильме Сергея Герасимова «У озера», где снимались многие студенты курса. — Сергею Аполлинариевичу я благодарен на всю жизнь,— говорит Вадим Спиридонов. — Он учил нас не просто профессионализму. Из его уроков я навсегда вынес непреложные нравственные основы: быть в ладу со своей совестью, не поступаться ею ради чего-то удобненького. Он учил нас мыслить, воспитывал гражданскую позицию, без которой невозможно подлинное творчество. В киноромане «У озера» Спиридонов создал образ рабочего Коновалова, молодого, темпераментного и ершистого парня, который не очень-то соответствует школьному представлению приезжей журналистки о «гармоничном человеке». Он не знает, как отвечать на ее поверхностные вопросы, дерзит и сердится, но за внешней бравадой рисуется натура цельная, духовно богатая. Он душой болеет за дело, за свой участок—здесь он царь и бог, здесь он хозяин. Роль была не главная в фильме, но образ, созданный актером, запомнился: с ним на экран ворвалась тема бескомпромиссности, задора и неуспокоенности молодого поколения рабочего класса. На съемочной площадке Спиридонов был партнером Василия Макаровича Шукшина, значительность и обаяние личности которого, конечно же, оказали огромное влияние на молодого актера. И Шукшин обратил внимание на дебютанта—не случайно пригласил он его на роль Васьки Чуйкова в своем фильме «Печки-лавочки». И, быть может, именно тогда, во время работы с С. Герасимовым и В. Шукшиным, отчетливо сформировалась и стала крепнуть мечта актера о создании значительного героического образа, воплощающего лучшие черты народного характера. Мечта эта осуществилась, когда режиссеры Владимир Краснолольский и Валерий Усков предложили Спиридонову роль Романа Бастрыкова в дилогии «Отец и сын», поставленной по одноименному роману Георгия Маркова. История одной из первых в стране коммун, возникшей на далекой таежной реке Васюган, давала возможность авторам фильма передать высокий пафос и романтику славного героического времени, когда велась борьба за утверждение власти Советов. Организатор коммуны, вчерашний красный партизан Роман Бастрыков — фигура, вылепленная с эпическим размахом. Богатырская стать, открытый взгляд, прямота души, решительность в поступках. Но не только физической мощью, молодецкой удалью покоряет нас этот герой. Главное в нем — сила духа, преданность идее, вера в высокие идеалы человечности. У него подлинный талант вожака, он умеет вести за собой массы, вдохновляет их на труд, на борьбу, на подвиг. Актер вспоминает, что в работе над этим образом он стремился сблизить Романа Бастрыкова с горьковским Данко, осветившим огнем собственного сердца путь людям к счастью. — Когда я думаю об этом своем герое,— говорит Спиридонов, — я невольно вспоминаю отца. Он был замечательным человеком. Таким людям, старым большевикам, мне и хотелось отдать дань признательности в нашей картине. Первая встреча Спиридонова с режиссерами Краснопольским и Усковым состоялась раньше — в работе над многосерийной телеверсией романа Анатолия Иванова «Вечный зов».Битый плетьми, травленный собаками на хозяйском подворье, Федор Савельев стал командиром партизанского эскадрона, сражавшегося с колчаковцами. А вот в мирное время он не может найти себя, мучается сам, мучает близких. Его снедает тайная тоска по зажиточному хозяйству. А с другой стороны, он, потомственный крестьянин, беспредельно любит землю и готов пролить сто потов, чтоб цвела она и плодоносила. Актер увидел в Федоре Савельеве личность трагическую, несчастную в ее жестоком одиночестве, натуру сложную, мучимую противоречиями. За роль Федора Савельева Спиридонов был удостоен Государственной премии СССР. В дилогии «Любовь земная» и «Судьба», поставленной Евгением Матвеевым по роману Петра Проскурина, Спиридонов сыграл кулацкого сына Макашина — роль резко отрицательную. Ярый враг Советской власти, посвятивший себя желанию мстить, Макашин необуздан в своих разрушительных устремлениях. Но и для него наступает момент жесточайшего прозрения, когда с безнадежной опустошенностью Макашин произносит горькие слова: «Я — дрянь», сам вынося себе нравственный приговор... Более двух десятков ролей сыграл Вадим Спиридонов. Среди них — Петр Рябинкин из одноименной ленты, комбриг Деев в фильме «Горячий снег». Разные фильмы, разные роли, различные судьбы героев. Всякий раз, принимаясь за новую работу, актер готовится к ней скрупулезно, вдумчиво, ищет характер, изучает время, когда жил герой, стремится прочувствовать, чем он может быть близок современникам. Он знает на собственном опыте, что кино — это не только творчество, вдохновение, но и большой повседневный труд. Актер должен быть готов к этому труду не только морально, но и физически. И потому бокс, верховая езда, плавание — для него привычные занятия спортом, постоянный тренаж. Снимаясь в «Вечном зове», он отлично овладел трактором, в фильме «Любовь земная» отказался от дублеров, выполняя сложные конные трюки. Но этим не исчерпывается его работа над собой. Он считает: — Прошло время, когда актерская профессия держалась исключительно на индивидуальных способностях: остроте реакции, наблюдательности, физическом совершенстве и т. д. Все это лишь первая буква в азбуке нашего мастерства. Как любая другая, актерская профессия требует научного подхода. Еще будучи студентом, Вадим немало времени посвятил изучению анатомии человека: Добрую половину его домашней библиотеки составляет литература по физиологии и психологии. Вспомните, как грузнеет на экране с годами Федор Савельев. Дело не в «толщинках», предложенных изобретательными костюмерами. — Научился управлять своей комплекцией,—говорит актер.— Но в кино ведь всякое случается: сегодня снимают эпизоды из второй серии, а через несколько дней—из шестой. Вот и приходилось срочно то сбавлять, то набирать вес. Профессия того требует. Совсем недавно Вадим Спиридонов завершил новую интересную работу: в фильме «Юность Петра» он создал образ одного из приспешников царевны Софьи—Федора Шакловитого. Режиссер С. Герасимов сказал, что он без колебаний доверил эту сложную роль своему ученику, знал заранее, что она ему по плечу. — Вадим Спиридонов,— говорит Сергей Аполлинариевич,— актер очень точный, способный схватить самую суть роли. Он умеет найти верную опору и пластику образа, у него внимательные глаза, в которых всегда читается мысль. Он способен перевести мысль в действие, именно это достоинство и помогает его последовательным успехам в кино. Он глубоко русский актер, способный на ту необъятность и меру чувств, которые свойственны русскому человеку. О. Палатникова Журнал «Советский экран» № 6, 1981 год

Ashanti:

Ashanti: Вадим Спиридонов: за какие роли актера недолюбливали фронтовики, но жаловало государство? 10 декабря 1989 года, 20 лет назад, знаменитый советский актер Вадим Спиридонов прилег на пару часов подремать перед ночными съемками. Когда отведенное на сон время прошло, супруга актера решила его разбудить. Этого сделать так и не удалось: Вадим Семенович скончался прямо во сне: отказало сердце. За полтора месяца до этого Спиридонов отметил свое 45-летие... Его биография в чем-то обычная. Родился 14 октября 1944 года в Москве, учился в школе рабочей молодежи, занимался в драмкружке. В кино дебютировал довольно поздно, в 25 лет. Но за двадцать лет кинокарьеры сыграл столько, что иным и за полвека не под силу. К сожалению, а может, и к счастью, чаще всего ему доставались роли с отрицательными персонажами. И он их «вылеплял» так талантливо, что его герои всегда воспринимались как злодеи вселенского масштаба. Таким остался Вадим Спиридонов в памяти миллионов кинозрителей Вспомним хотя бы Федора Савельева в одной из первых советских «долгоиграющих» кинокартин – «Вечный зов». Скольких советских людей после очередной серии буквально начинало трясти. Я прекрасно помню, как родной брат моего дедушки, танкист-фронтовик, вскочил с дивана после очередной подлости «Федьки» и закричал: «Да я этого гада голыми руками задушу!». Позже я прочитал книгу Анатолия Иванова «Вечный зов». «Федька» не был там таким ярким злодеем. Многое, как я сейчас понимаю, привнес в этот образ сам Спиридонов. И сделал это настолько убедительно, что его возненавидела вся страна. Но ведь, согласитесь, это надо уметь! Или другой эпизод: не менее запоминающийся фильм с продолжением – «Любовь земная» и «Судьба». Снятый как раз в то время, когда вовсю шла работа над многосерийным «Вечным зовом». Евгений Матвеев долго размышлял над тем, кому доверить одну из ключевых ролей – предателя и полицая Федора Макашина. Сделал выбор в пользу Спиридонова. И не ошибся. Вот только самому актеру от этого было не легче. Вадим Семенович иногда вспоминал о том, что после выхода «Судьбы» на экраны поколение фронтовиков его люто возненавидело. Не раз ему в спину на московских улицах доносилось презрительное: «Иуда!», а порой его даже хотели избить. Возможно, именно из-за этих двух «предательских» ролей у некоторых людей, которые пытались писать о Спиридонове, возникло ошибочное представление, что такой, мол, актер и в жизни. И такой злой и колючий он из-за того, что формировался в подростковые годы в блатной и босяцкой среде, а у городской шпаны все противоречия разрешались одним – дракой. И достаточно удаленный от Красной площади район «Сокольники», который бы сейчас назвали «спальным», мог привить подростку именно такую психологию: «Сила солому ломит». После выхода "Вечного зова", завистники начали называть актера "Вечный Федя". Увы, его жизнь оказалась так коротка... Не так давно вдова Вадима Семеновича развенчала подобные мифы. И родители будущего актера были интеллигентными людьми, воспитавшими у сына обостренное чувство справедливости, и район у них (Вадим и Валентина познакомились в достаточно нежном возрасте) был вовсе не таким уж мрачным. В конце концов, умение постоять за себя никому еще не мешало. Был ли Спиридонов человеком неуживчивым? Отчаянным спорщиком? Человеком, не знающим компромиссов? Наверное, не более, чем другие. Но у него всегда присутствовали принципы: если он считал себя правым на сто процентов – никому не уступал. Даже режиссеру! Многим ли режиссерам нравились строптивые актеры? Сомневаюсь… Кстати, развеяла Валентина Сергеевна еще один миф, мол, Спиридонов, «наступив на пробку», мог в течение недели-полутора не выходить из пике, фактически был запойным. На самом деле несколько раз актер просто имитировал «пьянки». Так случалось тогда, когда режиссеры «приставали» к нему с такими сценариями, которые Вадим не мог принять в силу их наивности и слабости. И никакие «сниматься не буду!» не понимали… Можно ли воспринимать такие поступки как капризы гения? Если бы подобный вопрос задали бы самому Вадиму Семеновичу, он бы, наверняка, отмахнулся: «Как хотите, так и понимайте!». Но история отечественного кинематографа знает не так уж много случаев, когда вчерашний участник драмкружка при заводском доме культуры решил сдать документы сразу в три основных творческих вуза Москвы – Щукинское училище, Школу-студию МХАТ, ВГИК и везде набрал проходной балл. У Спирирдонова получилось! Выбрал он ВГИК и стал студентом мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. И после окончания учебы стал актером Театра-студии киноактера, что получалось далеко не у каждого. Между прочим, одной из первых ролей Спиридонова стал командир дивизии полковник Деев в фильме «Горячий снег» по книге Юрия Бондарева. Бесстрашный и мужественный герой, который в исполнении 28-летнего актера смотрелся очень органично. А уже в следующем году началась работа над «Вечным зовом». Но не только по ролям предателей запомнился Вадим Семенович. Достаточно вспомнить капитана Швеца в культовом фильме «Ответный ход» или «Первая конная», где Спиридонову досталась роль самого Семена Михайловича Буденного. Но Государственную премию СССР актер получил именно за роль Федора Савельева… Почему актеру было отмерено так мало? Всего 45 лет? Не берег себя, пропускал роли и чужую боль через собственное сердце. Вспыхнул ярко, но горел недолго. Русская судьба…


Ashanti: Вадим Спиридонов: сгореть в 20 ролях Вопреки распространенному представлению, актер Вадим Семенович Спиридонов родился не в далекой сибирской глуши, а в Москве. Произошло это 14 октября 1944 года. Детство будущей острохарактерной звезды советского кино прошло на городских улицах, в компаниях, которым, мягко говоря, не было чуждо криминальное поведение. Вадим был городской шпаной, дерзким и драчливым. И при всем этом он, еще учась в школе, пришел в драмкружок при заводском доме культуры. Там он познакомился с застенчивой девочкой Валей. Ухаживания юного хулигана не отличались особым изяществом: он вырывал портфель из рук школьницы-тихони или больно дергал ее за косы. Она терпела все эти, как сейчас бы сказали, "приколы". Потому что влюбилась в Вадима с первого взгляда. И у него под явно детскими выходками скрывалось не менее сильное чувство. В 1962 году (ему - 18, ей - 20 лет) они стали жить вместе. Валентина училась в институте, Вадим размышлял над будущим. В 1966-м он твердо решил стать актером и сдал экзамены во все основные вузы столицы - "Щуку", МХАТ, ВГИК. И везде прошел по конкурсу. Выбрал ВГИК, мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Потом мастера говорили, что Спиридонов был одним из их любимейших учеников - талант, гений, трудяга. В кино Вадим начал сниматься в 1969 году еще студентом. Первая роль - в картине "У озера" своего учителя, Сергея Герасимова. В 1971 году он окончил ВГИК и поступил в Театр-студию киноактера. В знаменитой военной ленте ГОРЯЧИЙ СНЕГ Спиридонов снялся в 1972 году. В это же время доформировывался его экранный тип: "кремень", человек с несгибаемой волей и огромной душевной мощью, с доминирующим отрицательным обаянием. Триумфы и трагедии С роли Федьки Савельева в фильме ВЕЧНЫЙ ЗОВ (1973-1983), одном из первых совсериалов, началась заоблачная популярность актера. Особенно среди советских женщин, изнуренных экранными бесполыми передовиками и новаторами. После ВЕЧНОГО ЗОВА девочки-поклонницы ночевали на лестничной площадке перед его квартирой. Одна даже предлагала быть его домработницей. Говорила, что все будет делать, лишь бы видеть любимого артиста. После первого триумфа кинокарьера Спиридонова шла стабильно, без потрясений. "Отец и сын", "Прощальная гастроль Артиста", "Демидовы", "Батальоны просят огня", "Криминальный квартет" были для своего времени достаточно крутыми социалистическими экшнами. А вот в личной жизни актера все было не так гладко. Уже после смерти супруга Валентина Спиридонова вспоминала, что за 26 лет жизни вместе они раз сто собирались разводиться. "Мне казалось, что у него кто-то есть, я ревновала. Он злился, когда я устраивала скандалы", - рассказывала она. Алкоголь в жизни Вадима Спиридонова занимал далеко не главную роль. Он пил не больше других. Просто очень часто первая рюмка напрочь отключала "тормоза", и Вадим Спиридонов мог потом дней десять "пить так, что стены дрожали". Жена пыталась лечить его от запойного пьянства, но ничем хорошим это не заканчивалось. Врачи попросту боялись этого рослого человека, в глазах которого горел огонь дикой инфернальности. "Я не могла уйти. Подсознательно муж крепко меня держал. Я приезжала к маме с твердым намерением у нее остаться, но всегда возвращалась домой". Число смерти - 7 Горбачевскую перестройку Вадим Спиридонов принял в штыки. Говорил, что при виде говорливого генсека хочет поскорее умереть. В кино работал, по его собственным заявлениям, только ради денег. Надо было содержать семью. Лютая ненависть к перестройке совмещалась в нем с таким же сильным интересом к ее некоторым достижениям. Он всерьез увлекся вошедшей в моду астрологией, интересовался нумерологией. Считал своим число 7 и очень радовался, когда нашел этому "научное" подтверждение. Познакомился с Джуной Давиташвили и супругами Павлом и Тамарой Глоба. У него побаливало сердце, но врачей он категорически избегал, считая лучшим лекарством 100 граммов "беленькой". Незадолго до кончины в разговоре с женой он то ли в шутку, то ли нет, сказал: "Сдохнуть бы скорей от этой жизни. А чтобы не тухнуть, лучше умереть зимой, например 7 января". Супруга парировала: "У людей праздник, а ты помирать собрался". Он подумал и сказал: "Ну, тогда 7 декабря - сделаю тебе подарок" (у жены 8 декабря был день рождения). В жизни все произошло точно по этим словам. Вечером 7 декабря 1989 года он прилег поспать пару часов перед ночными съемками. И уснул навсегда. Как потом выяснилось, Вадим Спиридонов умер от приступа острой сердечной недостаточности - в один миг, что бывает очень и очень редко. Похоронен актер Вадим Спиридонов на Ваганьковском кладбище Москвы. Валентина Спиридонова тяжело переносила потерю любимого супруга и несколько месяцев провела в реабилитационном центре, выходя из глухой депрессии. Повторно замуж не вышла. Она часто ездит к мужу на могилу. Там людно. Благодарные зрители помнят актера и те два десятка ролей, что он успел сыграть за свою огненную и яркую жизнь.



полная версия страницы