Форум » История Индии в лицах » Джавахарлал Неру - «строитель новой Индии» » Ответить

Джавахарлал Неру - «строитель новой Индии»

Ashanti: Джавахарлал Неру (хинди जवाहरलाल नेहरू Javāharlāl Nehrū; известен также как Пандит (Учёный) Неру) (14 ноября 1889 — 27 мая 1964) — один из лидеров левого крыла индийского национально-освободительного движения и Индийского национального конгресса, ставший первым премьер-министром Индии после обретения страной независимости 15 августа 1947. Умер 27 мая 1964 года от сердечного приступа.

Ответов - 3

Ashanti: Молодость Неру родился 14 ноября 1889 г. в Аллахабаде. Его отец Мотилал Неру был одним из руководителей крупнейшей в стране партии Индийский национальный конгресс. Своего сына Джавахарлала (чьё имя переводится с хинди как «драгоценный рубин») он отправил в престижную английскую школу в Харроу. В 1912 году Неру окончил юридический факультет Кембриджского университета и вернулся в Индию. Он поселился в Аллахабаде и работал в адвокатской конторе отца. Молодёжный лидер Одновременно Неру стал одним из активистов ИНК, боровшегося за независимость Индии ненасильственными средствами. На родную землю он смотрел глазами человека, получившего европейское образование и глубоко усвоившего западную культуру. Знакомство с учением Ганди помогло вернуться на родную почву и синтезировать европейские идеи с индийской традицией. Неру, как и другие лидеры ИНК, исповедовал доктрину Махатмы Ганди. Колониальные власти неоднократно бросали Неру в тюрьмы, где он провёл в общей сложности около 10 лет. Неру принял активное участие в инициированной Ганди кампании несотрудничества с колониальными властями, а затем — в кампании бойкота британских товаров. Однажды полицейские пытались подбросить ему револьвер, но Неру с негодованием отшвырнул оружие прочь. Председатель ИНК В 1927 году Неру был избран председателем ИНК. В 1938 году численность партии возросла до 5 млн человек, увеличившись более чем в 10 раз. Но к тому времени обозначился раскол между индуистами и мусульманами. Партия последних — Мусульманская лига — стала выступать за создание независимого исламского государства Пакистан — «страны чистых». В 1936 году, после выхода из тюрьмы, выступая на сессии Конгресса в Лакхнау, Неру заявил: Я уверен, что единственный ключ к решению проблем, стоящих перед миром и перед Индией, — социализм. Когда я произношу это слово, я вкладываю в него не расплывчивый гуманистический смысл, а точное научно-экономическое содержание… Я не вижу иного пути уничтожения безработицы, деградации и зависимости индийского народа, кроме социализма. Для этого необходимы широкие революционные преобразования в нашем политическом и общественном строе, уничтожение богатых в сельском хозяйстве и промышленности… Это означает ликвидацию частной собственности (за небольшим исключением) и замену теперешней системы, основанной на погоне за прибылью, высшим идеалом кооперативного производства… Первый премьер-министр Индии В 1946 году Неру стал вице-премьером Временного правительства Индии — Исполнительного совета при вице-короле Индии, а в июне 1947 года — первым главой правительства и министром иностранных дел и обороны независимой Индии. В июле 1947 года Всеиндийский комитет ИНК большинством голосов принял британское предложение о разделе Индии на два государства — Индийский Союз и Пакистан. 15 августа 1947 года Неру впервые поднял флаг независимой Индии над красным фортом в Дели. В феврале 1948 года Индию покинули последние контингенты британских войск. В 1947—1948 годах прошла война между Индией и Пакистаном из-за Кашмира. В результате треть спорного штата оказалась под контролем Пакистана, а основная часть была включена в состав Индии. Большинство индуистского населения доверяло ИНК. На выборах 1947 года соратники Неру завоевали 86% всех мест в парламенте. Неру удалось добиться присоединения к Индийскому Союзу почти всех индийских княжеств, 555 из 601. В 1954 году к Индии были присоединены французские, а в 1962 году — португальские анклавы на побережье. В январе 1950 года по инициативе Неру Индия была провозглашена светской и демократической республикой. Конституция Индии включала в себя гарантии основных демократических свобод и запрет дискриминации по признакам религии, национальности или касты. Система правления была президентско-парламентской, но основная власть принадлежала премьер-министру, избираемому парламентом. Парламент стал двухпалатным, состоявшим из народной палаты и совета штатов. 28 штатов получили широкую внутреннюю автономию, право на собственное законодательство и полицию, регулирование экономической деятельности. В дальнейшем число штатов возросло, так как было создано несколько новых штатов по национальному признаку. В ноябре 1956 года было создано 14 новых штатов и 6 союзных территорий. Все они, в отличие от старых штатов, были более или менее однородны в этническом отношении. Было введено всеобщее, прямое, равное и тайное голосование всех граждан, начиная с возраста в 21 год, и мажоритарная система представительства. Внутренняя политика. Реформы в экономике и социальной сфере Во внутренней политике Неру стремился примирить все народы Индии и индуистов с мусульманами и сикхами, враждующие политические партии, а в экономике — принципы планирования и рыночной экономики. Он избегал радикальных решений, и ему удавалось сохранять единство правой, левой и центристской фракций Конгресса, сохраняя в своей политике баланс между ними. Неру предупреждал народ: Нельзя забывать, что бедность невозможно сразу превратить в богатство посредством какого-либо волшебства, применив социалистический или капиталистический метод. Единственный путь лежит через напряжённую работу, улучшение производительности труда и организации справедливого распределения продуктов. Это длительный и тяжёлый процесс. В слабо развитой стране капиталистический метод не предоставляет таких возможностей. Только с помощью планового социалистического подхода можно достичь непрерывного прогресса, хотя на это потребуется время. Он также подчёркивал своё стремление сгладить социальные и классовые противоречия: Не сбрасывая со счетов классовые противоречия, мы хотим решить эту проблему мирным путём на основе сотрудничества. Мы стремимся к сглаживанию, а не к обострению классовых конфликтов, и стараемся привлечь людей на свою сторону, а не грозим им борьбой и уничтожением… Теория классовых конфликтов и войн устарела и стала слишком опасной в наше время. Неру провозгласил курс на создание в Индии общества «социалистического образца», что означало преимущественное внимание развитию государственного сектора экономики, поддержка мелкого предпринимательства, стремление создать общенациональную систему социального страхования. На первых всеобщих выборах, проведённых в 1951—1952 годах, Конгресс получил 44,5 % голосов и более 74 % мест в народной палате. В то же время Неру был сторонником укрепления государственного сектора экономики. В резолюции о промышленной политике, которую Неру огласил на Учредительном собрании в апреле 1948 года, предусматривалось установить монополию государства в области производства вооружений, атомной энергии и железно-дорожного транспорта. В ряде отраслей, в том числе самолётостроении и некоторых других видов машиностроения, нефтяной и угольной промышленности, чёрной металлургии, государство оставляло за собой исключительное право на строительство новых предприятий. 17 важнейших отраслей промышленности были объявлены объектами государственного регулирования. В 1948 году был национализирован Резервный банк Индии, а в 1949 году был установлен государственный контроль за деятельностью частных банков. В 1950-е годы Неру осуществил отмену прежних феодальных повинностей в аграрном секторе. Помещикам было запрещено сгонять арендаторов с земли. Были также ограничены размеры помещичьего землевладения. На вторых всеобщих выборах в 1957 году ИНК во главе с Неру вновь одержал победу, сохранив абсолютное большинство в парламенте. Количество поданных за ИНК голосов возросло до 48 %. На следующих выборах в 1962 году партия Неру потеряла 3 % голосов, но, благодаря мажоритарной системе, сохранила контроль над парламентом в Дели и правительствами большинства штатов. Внешняя политика Неру, пользовавшийся большим авторитетом в мире, стал одним из авторов политики неприсоединения к политическим блокам. Ещё в 1948 году на съезде ИНК в Джайпуре были сформулированы основные принципы внешней политики Индии: антиколониализм, сохранение мира и нейтралитета, неучастие в военно-политических блоках. Одним из первых правительство Неру признало Китайскую Народную Республику, что, однако, не предотвратило острых пограничных конфликтов с Китаем из-за Тибета в 1959 и в 1962 годах. Неудачи индийской армии в начальной стадии конфликта 1962 года привели к нарастанию критики правительства Неру внутри страны и к отставке членов правительства, принадлежащих к левой фракции ИНК. Но Неру удалось сохранить единство партии. Осенью 1949 года Неру посетил США. Этот визит способствовал установлению дружественных отношений, активному приходу в Индию американского капитала, развитию торгово-экономических связей. США видели в Индии противовес коммунистическому Китаю. В начале 1950-х годов был подписан ряд соглашений с США об экономической и технической помощи. Однако Неру отверг американское предложение о военной помощи в ходе индийско-китайского вооружённого конфликта 1962 года, предпочтя сохранить приверженность политике нейтралитета. В то же время он ясно очертил границы индийского нейтралитета: Когда под угрозой находится свобода и справедливость, когда совершается агрессия, мы не можем быть и не будем нейтральными Он принимал экономическую помощь от СССР, но не стал советским союзником, а выступал за мирное существование государств с различным общественным строем. В 1954 году он выдвинул 5 принципов мирного сосуществования (панча шила), на основе которых год спустя возникло Движение неприсоединения. Эти принципы были впервые отражены в индийско-китайском соглашении о Тибете, по которому Индия признавала включение этой территории в состав КНР. Принципы панча шилы предусматривали: взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, соблюдение принципов равенства и взаимной выгоды сторон, мирное сосуществование. В 1955 году Неру нанёс визит в Москву и сблизился с Советским Союзом, в котором видел мощный противовес Китаю. По мере нарастания советско-китайских противоречий советско-индийские отношения становились всё более тесными, а уже после смерти Неру они фактически превратились в союзные. Кончина Неру умер 27 мая 1964 года в Дели от сердечного приступа. Согласно завещанию, его прах был развеян над священной рекой Ямуной.

Ashanti: Джавахарлал Неру. Афоризмы, высказывания. Война является отрицанием истины и гуманности. Дело не только в убийстве людей, ибо человек должен так или иначе умереть, а в сознательном и упорном распространении ненависти и лжи, которые мало-помалу прививаются людям. Единственный путь наслаждаться жизнью - быть бесстрашным и не бояться поражений и бедствий. Кто-то сказал: право на смерть - врожденное право появившегося на свет человека. Лишь те способны ощущать жизнь, кому часто случается быть на краю смерти. Мы должны сохранить многие звенья, соединяющие нас с прошлым, но мы должны также вырваться из плена традиций повсюду, где они препятствуют нашему движению вперед. Наш главный недостаток заключается в том, что мы более склонны обсуждать вещи, чем делать их. Прошлое всегда с нами, и все, что мы собой представляем, все, что мы имеем, исходит из прошлого. Мы его творение, и мы живем, погруженные в него. Не понимать этого и не ощущать прошлое значит не понимать настоящее. Прошлому свойственны неподвижность, постоянство. Оно не меняется и несет на себе печать вечности, подобно написанной маслом картине или статуе из бронзы или мрамора. Размеры - самый ненадежный критерий величия человека- или страны. Успех чаще выпадает на долю того, кто смело действует, но его редко добиваются те, кто проявляет робость и постоянно опасается последствий. Человек, который много говорит о собственных достоинствах, часто наименее добродетелен. Человек, старающийся прикрыть свою слабость громкими фразами и благородными принципами, невольно вызывает подозрение.

Ashanti: Джавахарлал Неру: непреходящее значение Ходжа Ахмад Аббас Неру был рационалистом без всякой веры в словеснообрядовую мишуру религии. Не будь он политическим деятелем, он стал бы писателем-историком, популяризатором науки, исследователем духовных и физических возможностей человека, политическим публицистом типа Даниеля Дефо или писателем-фантастом типа Герберта Уэллса. Потому что он являл собой редкое сочетание ученого и идеалиста с тонкой душой. Он был романтиком, если хотите, прочно стоявшим на почве реальности. Что касается манеры выражения, в нем произошло еще более редкое слияние поэта и прозаика. Однажды Неру назвали поэтом, который пишет стихи в прозе. Он мог быть лиричен, не изменяя научности и рационализму. Неру был гуманистом, который верил в то, что все прекрасное в мире является творением народа, простых людей — искусство, красота и культура. Он был другом всех народов и любил всех людей, особенно детей всех возрастов. Среди детей он сам был ребенком без возраста. Гражданин мира Когда думаешь о Джавахарлале Неру, то не представляешь его только как брахмана, или даже как индуса, или кашмирца, или как человека, чей родной язык был хинди. Трудно представить себе его принадлежность к определенной местности, к лингвистической или религиозной группе. О нем всегда думаешь как об индийце, даже более того — как о гражданине мира, который впитал все лучшее, что есть в индийской культуре, и который отверг все архаическое, изжившее себя и потерявшее значение в условиях современного мира. Когда он отказался от почетной приставки «пандит» к его имени, он мысленно освободил себя от всех выделяющих его среди людей категорий, основанных на принадлежности к определенной касте и семье. В то же время Неру с уважением относился к прошлому своей страны, которое он проанализировал и исследовал в книге «Открытие Индии». Он осознавал значение соотношения и связи прошлого страны с ее настоящим и будущим: «Прошлое превращается в нечто такое, что приводит нас к настоящему, к моменту действия, а будущее берет из него свое начало. И эти три категории неизбежно переплетаются и вступают во взаимную зависимость... История прошлого сливается с современной историей: она становится живой реальностью, связанной с ощущениями боли и удовольствия». Неру не отвергал наследие прошлого, но он рассматривал его в то же время как бремя, бремя как всего доброго и хорошего, так и злого и дурного, которое подавляет и порой даже душит, особенно тех, кто принадлежит к древним народам, скажем, Индии и Китая. Цитируя Ницше, он говорил: «Не только мудрость, но и безумие веков пробивается в нас. Это очень опасно — быть наследником». Однако видение Джавахарлала было широким и всеобъемлющим, а не ограниченным узкими рамками национальных или культурных границ. Что я унаследовал «Каково мое наследство? Что я унаследовал? — спрашивал он себя и отвечал: — Все то, чего человечество добилось за десятки тысяч лет, все то, о чем оно думало, что чувствовало, от чего страдало или получало удовольствие... удивительные приключения и поиски человека, которые начались так давно и продолжаются по сей день и которые манят нас. Вместе со всеми людьми я являюсь наследником всего этого и многого другого». Он также сознавал свою принадлежность к индийскому наследию, но не считал его чем-то исключительным: «Существует особое наследие для народов Индии, но оно не является исключительным, так как никакое наследие не есть исключительное и все оно является общим для всего человечества. Это особое наследие просто более применительно к нам. Оно — в нашей плоти и крови. Это то, что сделало нас такими, какие мы есть, и сделает нас такими, какими мы будем». Когда Неру говорил об индийском наследии, то он не имел в виду только индусское или арийское наследие. Он глубоко осознавал силу и жизнеспособность доарийской цивилизации долины реки Инд, впечатляющие памятники которой сохранились в Мохенджодаро (Синд) и Хараппе (Западный Пенджаб) на территории современного Пакистана. Там до сих пор можно увидеть, насколько развитой была эта цивилизация, особенно с точки зрения планировки поселений, улиц и вытянувшихся в один ряд зданий, магазинов и лавок, которые еще и сейчас можно различить среди развалин. Представителями цивилизации долины реки Инд были дравиды, которые имели свою собственную развитую культуру, что отмечает Джавахарлал. По его мнению, древнейшая и современная история Индии представляет собой длительный синтез различных культур и цивилизаций: «...Время от времени отдельные племена и народы приходили в Индию с северо-запада... и происходила ассимиляция с местным населением Индии. Мы можем сказать, что впервые великий синтез культур произошел между пришельцами ариями и дравидами... Именно этот синтез и заложил основу индийской культуры, в которой четко различаются элементы обеих первоначальных культур». Символ синтеза Джавахарлал Неру не только верил в это культурное слияние, он сам являлся выдающимся продуктом и ярким примером этого синтеза. В соответствии с семейными традициями он был воспитан в той терпимой, раскованной, либеральной и космополитической атмосфере, которая так характерна для просвещенных кашмирских браминов. Как и его отец, он не верил в кастовую систему, никогда не придерживался ее запрета есть и пить в присутствии представителей другой веры или так называемых «неприкасаемых». Будучи ребенком, Джавахарлал играл, сидя на коленях Мунши Мубарак Али, старого друга и сотрудника отца по суду, и вместе с его детьми участвовал в мусульманских праздниках. Для него и в детстве, и в зрелые годы Холи, Дивали, Ид или Рождество были поводом для веселья, а не религиозными праздниками, связанными с данной религией. Его элегантная одежда — чуридары, ачкан и гандистская шапочка, известные всему миру, так как он надевал их во время своих заграничных поездок, — сама стала символом слияния культур и синтезом портняжного искусства. Именно эту одежду традиционно носили представители индусской и мусульманской интеллигенции Северной Индии. Именно в этой одежде ходили пандит Хридай Натх Кунзру, Асаф Али, доктор Ансари и сэр Тедж Бахадур. Единство в многообразии Для Джавахарлала Неру понятие «единство в многообразии» было самой примечательной и характерной чертой индийской исторической традиции терпимости и ассимиляции. На основе синтеза религий, культур и языков он воздвиг величественное здание индийской Конституции, которая признала не один, а 14 национальных языков, а также право самого малочисленного религиозного или лингвистического меньшинства свободно исповедовать свою религию и говорить, читать и писать на своем родном языке. Это многообразие, по мнению Неру, значительно обогатило яркую палитру национальной жизни Индии и вместе с тем не противоречило идее национального единства. Джавахарлал воспринял и уважал это культурное многообразие и любил его яркое проявление. Он получал одинаковое удовольствие от «мушаиры» и «кави самелана» и от танцев стиля катхакали и бхаратнатьям. Зрелищный фестиваль народных танцев, который по его инициативе ежегодно проводился в Дели и который дал возможность танцорам и музыкантам деревень и поселений племен из далеких уголков Индии демонстрировать свое искусство в столице государства, сам по себе является проявлением жизнеспособности нашей народной культуры. Сердце Неру всегда было открыто для всех людей всех стран, и особенно для индийцев — и не только для людей в массе, в обезличенной толпе, а для отдельного человека. У него было много друзей и знакомых среди представителей всех религиозных общин, всех областей и штатов Индии, всех лингвистических групп. Он никогда и ни перед кем не закрывал двери своего сердца и разума только потому, что кто-то принадлежал к другой религии, другому классу, другой касте или другому политическому направлению. У Неру было множество друзей как среди индусов, так и среди мусульман. Самым давним из них был доктор Мухтар Ахмед Ансари. Ганди был гораздо больше, чем просто друг для Джавахарлала, и он был глубоко привязан к нему даже тогда, когда они расходились в мнении по политическим или идеологическим вопросам. Затем был Маулана Мохамад Али, еще один из друзей старшего поколения. Они были очень привязаны друг к другу, несмотря на различие во взглядах на религию. Доктор Саид Махмуд был другом Неру со студенческих времен в Кембридже и Лондоне. В течение многих лет Джавахарлал и Махмуд делили ответственность в качестве генеральных секретарей Национального конгресса. Привязанность к Ганди укрепила узы дружбы между Неру и Сардар Пателем, несмотря на их идеологические разногласия. Маулана Абул Калам Азад, Лал Бахадур Шастри, доктор Сампурнананд, Кхан Абдул Гхаффар Кхан, Рафи Ахмад Кидван, Тасаддук Шервани и доктор Китчлу также были его друзьями и близкими политическими соратниками. У него также была целая группа молодых политических деятелей социалистической ориентации, которые работали вместе с ним в секретариате Национального конгресса, когда он был его президентом. Самыми известными из них были Джаяпракаш Нарайн, доктор Лохия и доктор К. М. Ашраф, Сайд Саджар Захир и доктор З. А. Ахмед, к которым он продолжал питать чувство искренней признательности, невзирая на острые политические разногласия с большинством из них. Знаменитый поэт языка урду Джоши Малихабади, который проживает в настоящее время в Пакистане, посвятил трогательную главу автобиографии дружбе с Джавахарлалом. Доктор Закир Хуссейн, который был не политиком, а патриотом и выдающимся ученым педагогом, также пользовался любовью и доверием Неру. Так как его дом находился в штате Уттар Прадеш, то большинство его друзей, естественно, были выходцами из Северной Индии. Однако у него было много друзей и в Южной Индии. Среди последних были В. К. Кришна Менон, С. Раджагопалачари (при всех политических разногласиях), доктор Радхакришнан и Т. Т. Кришнамачари, редактор Чалапатхи Pay и карикатурист Шанкар. ...земля Индии Последним символическим жестом он соединил свои бренные останки с жизнью и живительной землей Индии. В своем «Завещании», которое является вдохновенным документом, он сказал, подтверждая единство огромной страны и ее неоднородного, но единого народа: «Я хочу, чтобы мой прах был поднят на самолете высоко в небо и развеян с высоты над полями, на которых трудятся крестьяне Индии, и таким образом смешался бы с пылью и землей Индии и стал ее неотъемлемой частью». Сегодня, более чем когда-либо, личность Неру и его идеология — секуляризма, социализма и мира во всем мире — имеют огромное значение. Он не может возвратиться к нам во плоти, но его идеология живет в его речах и книгах. Так давайте же вместе двигаться к звезде, имя которой Джавахарлал Неру! Источник: Индия. № 36 (106109) 1990. Иллюстрированный журнал Посольства Республики Индии в СССР




полная версия страницы